Heroes of Might and Magic - путь к победе
(strategy guide)
Герои и войска. Их плюсы, минусы и краткие характеристики.
KNIGHT
|
|
|
Амброзий |
Артуриус |
Димитрий |
|
|
|
Ектор |
Лорд Хаарт |
Лорд Килбурн |
|
|
|
Максимус |
Сэр Галлант |
Тиро |
Практически все постройки в замке не требуют экзотических материалов и поэтому на начальном этапе замок легко и быстро развивается. Войска у Knight'а не такие мощные как у других классов (например, на крестьян (Peasant) можно вообще денег не тратить), но с другой стороны, Swordsman'ы очень неплохо ведут себя в обороне, а Cavalry - отличное и недорогое средство атаки. Среди элитных подразделений Paladin'ы представляют собой лучшее соотношение цена-качество, к тому же они не требуют дополнительных ресурсов при найме.
Все войска под предводительством Knight'а получают увеличение морали на один пункт.
При наборе достаточного количества опыта (experience) герой-Knight сильно увеличивает оборону (defense) своих войск. Это один из самых важных показателей в бою. апример, отряд из 20 драконов с героем defense +10 способен победить героя defense +1 с 50 драконами!
У Knight'а небольшое поле зрения, слабая магия и маленькая скорость передвижения.
BARBARIAN
|
|
|
Атлас |
Антоний |
Крэг Хак |
|
|
|
Эргон |
Джоджош |
Кензел |
|
|
|
Сундакс |
Тсабу |
Йог |
Основная особенность Barbarian'а - большая скорость передвижения по пересеченной местности. В то время как остальные классы героев очень медленно передвигаются по пустыне, болоту, и тундре, у Barbarian'а есть хороший шанс быстро обежать окрестности и захватить наибольшее количество рудников и шахт, тем более, что строительство замка на последних этапах требует большого количества руды (Ore).
С приобретением опыта у героя-Barbarian'а хорошо возрастает показатель атаки (attack).
Среди войск можно особо отметить волков (Wolves), которые могут атаковать дважды за ход; троллей (Troll), обладающих железным здоровьем и без потерь побеждающих любое количество Dwarves, Peasants, Swordsmen, Pikemen, Archers, Goblins, Ogres, Wolves и Faeries; циклопов (Cyclop), которые атакуют сразу два отряда, стоящие рядом по диагонали, но при найме, кроме денег, требующие еще и кристаллы (crystal).
У Barbarian'а небольшая средняя скорость передвижения, слабая магия и небольшое поле зрения.
SORCERESS
В начале игры строительство замка весьма затруднено, т.к. строительство войск даже третьего уровня (Druid) требует наличия дорогостоящей Mage Guild. Многие постройки требует большого количества разнообразных материалов, особенно ртути (Mercury). но, с другой стороны, у Sorceress очень сильные войска:
Лесные духи (Sprite) - хотя они очень медленно воспроизводятся, весьма эффективны для нейтрализации вражеских стрелков; Карлики (Dwarv) - медленные, но стойкие и недорогие; Эльфы (Elve) - одни из самых лучших в игре стрелков; Друиды (Druid) - очень эффективны, так как при стычках всегда стреляют первыми и обладают хорошей убойной силой; Единорог (Unicorn) - самый лучший тип из неэлитных войск. Помимо нанесения больших повреждений он еще и парализует противника; Птица Феникс (Phoenix) - это, конечно, не дракон (хотя и превосходит его по показателю цена/качество), но наносит очень большие повреждения. Правда, требует при найме ртуть (Mercury).
При увеличении опыта у Sorceress в основном возрастает spell knowledge. У Sorceress хорошее поле зрения, большая скорость передвижения и слабая атака/оборона.
WARLOCK
Замок быстро строится, хотя требует достаточное количество драгоценных камней (Gem) и серы (Sulfur). Спрособность Warlock'а далеко видеть дает ему большое преимущество в начале игры.
У Warlock'а самые сильные войска - грифы (Griffin) и гаргойлы (Gargoyle), эффективные атакующие войска, способные быстро блокировать стрелков (особенно если учесть неограниченное количество ответных ударов у грифов). Гидры (Hydra) - медленные, но способные наносить удар сразу трем рядом стоящим войскам и в паре с заклинанием Teleport или Haste могущие решить исход битвы. Драконы (Dragon) - самые мощные войска в игре. У них огромная сила удара и полный иммунитет к любой магии. Правда, за них приходиться очень дорого платить. о если вам удалось построить башню драконов, то считайте, что игру вы уже выиграли (при условии, что драконов нет у других игроков). Компьютерный игрок атакует замок, в котором находится хотя бы один дракон, только очень большими силами.
С опытом у Warlock'а хорошо возрастает spell power. Это можно очень хорошо использовать, имея в отряде несколько драконов и заклинания массового поражения, такие как Armageddon или Storm.
У Warlock'а очень хорошее поле зрения, большая скорость передвижения, но слабая атака/оборона.
Магия
Для того, чтобы магия стала вашим основным оружием, обратите особое внимание на ее основные составляющие - Spell Power, Spell Knowledge и Mage Guild. Без развития всех трех составляющих ваш герой не сможет свободно пользоваться магией в бою, и она будет только вспомогательным средством.
При использовании заклинаний "длительного действия", таких как Berzerk и Paralyze, следует помнить, что каждый отряд может находиться под действием только одного заклинания, хорошего или плохого. Таким образом, вы можете очень легко превратить свой беспомощный отряд, пребывающий под действием Paralyz'а, в мощную ударную силу, применив на него Bless. о не забывайте, что компьютер тоже знает этот прием. Есть два пути решения этой проблемы. а героя с низким Spell Knowledge используйте не самые лучшие заклинания (такие как Slow) до тех пор, пока у него не кончится запас ответных, и вот тут-то самое время применить Berzerk или Paralyze. Если же вам попался герой с достаточно сильной магией, то путем к успеху будет точный расчет времени ее применения. Дождитесь момента, когда неприятель применит магию, но на ваших войсках не будет вредных заклятий, и смело пускайте в ход что-нибудь погорячее.
Заклинания Fireball, Lightning и Meteor Swarm - ваша основная магическая артиллерия. Для того, чтобы она была эффективной, вам потребуется высокий уровень Spell Power. Заклинания, которые поражают сразу все находящиеся на экране отряды, на первый взгляд могут вам показаться бесполезными, но могут принести очень много пользы, если у вас высокий уровень Defence или отряд драконов, которые абсолютно невосприимчивы к магии.
Помните, что пользоваться магией вы можете только тогда, когда приходит ваша очередь делать ход и для того, чтобы нанести удар первым, вам крайне желательно иметь в армии хотя бы один быстрый отряд, например, волков, гаргойлов или кавалерию.
Артефакты
В любом сценарии есть один спрятанный Суперартефакт. Это может быть меч (Sword), плащ (Cloak), жезл (Wand) или книга (Book). Каждый из них прибавляет +12 к показателям Attack, Defence, Spell Power и Spell Knowledge соответственно. Если герой с Суператефактом был разбит, Суперартефакт бесследно исчезает, так что доверяйте его только достаточно сильному герою и не надейтесь захватить его в битве. Место, где зарыт Суперартефакт, вы можете найти, посещая обелиски, разбросанные по местности. Помните, что компьютер тоже может заняться поисками, так что не теряйте времени даром.
В игре так же присутствует большое количество "обычных" артефактов, большинство из них можно увидеть на карте или отбить у привидений на кладбище или разбитом корабле. о будьте осторожны, подбирая неохраняемые с виду артефакты: на вас могут наброситься до 50 разбойников (rogue), а бывает и на деньги ставят (до 2000 золотых).
В основном артефакты влияют на четыре показателя обладателя. Мечи, топоры и кинжалы увеличивают показатель Attack, щиты и доспехи - Defence, талисманы и амулеты - Spell Power, свитки - Spell Knowledge.
Остальные предметы имеют более необычные свойства. Сапоги и компасы увеличивают количество шагов за ход. Лук позволяет катапульте стрелять два раза за ход. Медали и знамена положительно влияют на мораль войск, а подковы и монетки - на удачу. о будьте внимательны! Синяя Fizbin of Misfortune, похожая на многие полезные артефакты, на самом деле проклята и от нее очень сложно избавиться.
Дебют
Практически в каждой кампании первые несколько недель - решающие. Необходимо как можно быстрее довести до максимума производство войск и захватить как можно больше шахт и рудников. До конца первой недели обязательно выройте колодец и постарайтесь построить максимальное количество бараков/пещер/склепов для производства войск, даже если у вас не хватит денег, чтобы их сразу же нанять.
Постарайтесь для своего первого похода нанять как можно больше войск и пока не нападайте на сильные отряды. Обратите особое внимание на шахты с золотом (правда, как правило, они хорошо охраняются) - они не требуют дополнительной разработки и приносят стабильный доход 1000 золотых в неделю. Также осмотрите местность на наличие нейтральных поселений с небольшим гарнизоном. Если их захватить и построить там замок (хотя это немного дороговато), то уже через пять недель замок себя окупит и будет приносить стабильный доход. о будьте бдительны! овые замки нуждаются в охране и без нее могут стать легкой добычей неприятеля.
После нескольких первых недель на горизонте начнут появляться вражеские отряды. До тех пор, пока не вы не создали развитую структуру производства войск, мы рекомендуем держать большинство своих сил у одного героя, который бы охранял ваши владения в то время, как один-два других, с малым количеством живой силы, исследовали бы местность и собирали бы неохраняемые ресурсы.
Миттельшпиль
Сейчас вам стоит обратить пристальное внимание на управление ресурсами. К этому времени, как правило, ваши силы разбиты на несколько отрядов для охраны замков и особо важных шахт. Самое время начать переоснащать свою армию и вместо того, чтобы нанимать сотню слабых воинов, стоит закупить меньшее количество мощных ребят.
На этом этапе возможны несколько вариантов ведения стратегии. Можно применить стратегию выжидания и все ресурсы направить на постройку сооружений в замках, накапливая мощности по производству войск, но и не пренебрегая исследованием окрестностей. Можно собрать силы в кулак и совершать набеги на слабо охраняемые деревни, сокровища или артефакты, попутно значительно увеличивая площадь исследованных территорий. В отличие от Warcraft 2, исследовав один раз участок местности, вы имеете возможность видеть перемещение по нему любых войск вне зависимости от того, есть ваш герой поблизости или нет. Таким образом, можно без особого труда создать себе систему "раннего предупреждения" и иметь возможность заранее подготовиться к вражеской атаке.
При угрозе нападения на ваш замок убедитесь, что в гарнизоне имеется герой. Если его нет, обязательно наймите: он увеличит статистику войск и даст возможность пользоваться магией. Если же потеря замка кажется неотвратимой, постарайтесь отвести большую часть гарнизона с пути врага и нанять в замке все возможные войска, чтобы врагу пришлось разделить силы и оставить часть своих войск для охраны захваченного замка. С другой стороны, если у неприятеля большинство отрядов "ближнего боя", а у вас имеются заклинания массового поражения (такие как Fireball или Meteor Swarm), то более разумно будет держаться до последней капли крови, нанеся противнику большой урон малыми силами. о если у вашего героя есть артефакты, не забудьте сдаться или отступить перед тем как погибнет ваш последний солдат, иначе артефакты достанутся победителю.
Если же вы хотите использовать наступательную тактику, то можем предложить вам два варианта: тактику "большого удара" и "истощения". Тактика "большого удара" весьма проста. Собрав все свои лучшие войска у одного героя и передав ему все артефакты, вы создаете этакого Супергероя, которым пытаетесь захватить все вражеские оплоты один за другим, постоянно доставляя другими героями из своих замков свежие силы и передавая их Супергерою. Тактику "истощения" можно применить пока у вас еще нет достаточного количества сил, чтобы напрямую атаковать неприятеля. Разделите свои силы на несколько достаточно неплохих отрядов и устройте большой набег на чужую территорию, захватывая на время слабо охраняемые шахты, города и замки, заставляя врага тратить время и силы на то, чтобы опять вернуть их себе.
Рано или поздно в большинстве сценариев вам будет необходимо разгромить вражескую империю, а такая задача нуждается в предварительном планировании. Идя в наступление, не забудьте и о своей собственной обороне, чтобы не пришлось возвращать домой огромную армию только из-за того, что десяток гоблинов подошел к неохраняемому замку.
Сконцентрируйте все свои силы в одной-двух армиях. При строительстве Mage Guild помните, что гораздо выгоднее построить одну, но хорошо развитую, чем наплодить в каждом замке по слабенькой, а также передайте все артефакты, влияющие на магию, самому развитому в этом отношении герою. Имейте в виду, что даже Knight и Barbarian могут купить волшебные книги и иметь достаточное количество заклинаний для того, чтобы противостоять вражескому колдуну.
После того, как вы собрали сильную армию и запаслись заклинаниями, самое время атаковать вражеский замок. Перед боем рекомендуем вам расставить стрелков в крайние левую и правую ячейки, это минимизирует количество врагов, одновременно могущих подлететь и атаковать. Во время открытого сражения, если у врага нет сильных стрелков, не торопитесь сойтись с ним в рукопашную. Выдвиньте свои войска на клетку вперед, не позволяя летающим врагам напасть на стрелков в одиночку и ждите, пока враг сам до вас дойдет, обстреливая и заколдовывая его все это время.
Захватив вражеский замок, обязательно зайдите в него, чтобы узнать новые заклинания в Mage Guild и нанять свежие войска.
Эндшпиль
Позднее, когда один или два игрока будут полностью уничтожены, а оставшиеся вместо того, чтобы воевать друг с другом, начнут совместно атаковать вас, наступает самый ответственный и важный период.
В идеале к этому времени вы должны были создать мощнейшего Супергероя и несколько небольших армий, используемых для охраны. В этот период на горизонте будут появляться все новые и новые отряды, которые противник месяцами создавал в своих замках. В основу своих ударных отрядов стоит брать только элитные войска, а в качестве поддержки нанимать орды недорогих стрелков, поставив во главе сильного героя. Высокие показатели пунктов Attack и Defence конечно важны, но гораздо важней на том этапе иметь развитых магов. Снабдите своего Супергероя всеми артефактами, влияющими на магию, которые только у вас есть. Если придется выбирать между Spell Power и Knowledge, выбирайте второе. Конечно, Fireball и другие похожие заклинания будут менее эффективны, зато у вас будет выигрыш в количестве, а такие полезные заклинания как Berzerk, Paralyze, Teleport и Bless не зависят от уровня магии.
Не оставляйте у себя в тылу неисследованную территорию или вражеского героя, помните, что компьютерный игрок видит все ваши слабые места и его атака будет немедленной. В последних сценариях основной вражеский замок обладает очень хорошей охраной. Охраняющий замок герой никогда не покидает его пределов (так что не стройте иллюзий), и вы должны собрать действительно большие силы для нанесения последнего удара.
Не забывайте каждую неделю во всех замках просматривать предлагаемых для найма героев. Помните, что герой разбитой армии может быть снова нанят, а поскольку компьютерные игроки все время воюют друг с другом, у вас есть отличный шанс получить героя с хорошей статистикой и набором артефактов.
Hints & Tips
Точные цифры: Few 1-4 Several 5-9 Pack 10-19 Lots 20-49 Horde 50-99 Zounds! 100+
Заклинания Dimension Door и Town Gate могут быть очень эффективны как в атаке, так и в обороне. Используйте их для того чтобы неожиданно появляться у вражеских замков, возвращать домой большие армии и патрулировать обширные территории.
Если вам удастся парализовать или ослепить все отряды вражеского войска, то он не сможет не только двигаться, но и использовать магию, катапульту, отступать или сдаваться.
Суперартефакт чаще всего зарыт в середине открывающейся карты. Если вы хотите найти его методом проб и ошибок, то пошлите копать в предполагаемом месте сразу несколько слабых героев.
Copyright by Alex.T.Svalovich, Moscow 1995
Источник: http://www.ukrfaq.narod.ru/ru/game/strategy/hmm1.htm |