Основные операции
Мышь
Когда
в файле справки вас попросят «щелкнуть» на каком-нибудь объекте, это
означает, что вы должны навести курсор на этот объект, нажать на левую
клавишу мыши и отпустить ее. Случаи, когда нажимать следует на правую
клавишу мыши, оговариваются особо.
Вы
можете получить информацию о большинстве игровых объектов. Для этого
надо лишь навести курсор на меню, героя, элемент карты – практически на
любой объект – и нажать на правую клавишу мыши. Пока вы читаете текст в
информационном окошке, клавишу следует удерживать в нажатом положении.
Если клавишу отпустить, информационное окошко закроется.
По
ходу игры форма курсора будет меняться, предоставляя вам дополнительную
информацию или сообщая, какой именно командный режим используется в
данный момент. Полный список таких символов приведен в разделе и в
разделе «Курсоры – символы движения»1FCSNGY файла справки.
Выбор файлов
Для
того чтобы загрузить или сохранить игру необходимо открыть окно выбора
файлов. Выбрать файл можно, щелкнув на его имени; при этом это имя
появится в фиолетовом поле в нижней части списка файлов. Щелкните на
кнопке ОК, либо на имени выбранного файла, либо нажмите на клавишу Enter/Return на клавиатуре. Выйти из этого меню, не выбрав файла, можно, щелкнув на кнопке ОТМЕНА или нажав на клавишу Esc на клавиатуре.
Если
список имеющихся файлов не помещается в окне, его можно пролистать
одним из двух способов. Справа от списка имеется полоса прокрутки и две
кнопки со стрелками. Чтобы пролистать список в нужном направлении
следует щелкнуть на кнопке с соответствующей стрелкой. Если список
очень длинный, и вы хотите пролистать его быстро, можно сдвинуть
ползунок вниз или вверх; для этого надо щелкнуть на ползунке и,
удерживая кнопку в нажатом положении, переместить его в желаемом
направлении.
Обучение
Первые шаги
Не
любите копаться в толстенных руководствах? Хотите быстрее освоиться в
игровом мире и, не мешкая, отправиться навстречу приключениям? Вы
попали по адресу! Наша тренировочная игра, состоящая из четырех частей,
проведет вас по основным этапам сценария «Когти».
Войдя в главное меню, щелкните на кнопке ЗАГРУЗИТЬ ИГРУ. В появившемся меню выберите опцию ОБЫЧНАЯ ИГРА. На экране появится окно выбора файлов. Щелкните на файле с названием Обучение;
обратите внимание на то, что этот файл появился в фиолетовом поле над
двумя кнопками в нижней части окна выбора файлов. Щелкните на кнопке ОК.
Глаза
разбегаются! Большое окно в левой части экрана – это основное окно
игры. В его центре находится ваш замок, а у его ворот верхом на боевом
коне расположился герой, с которым вам предстоит начать игру. Правую
часть экрана занимают многочисленные кнопки управления и индикаторы.
Давайте познакомимся с ними поближе.
В
правом верхнем углу находится карта мира. Розовым квадратом на ней
обозначена область, которая отображена в основном окне. В самом начале
вы видите только то, что находится в непосредственной близости от
вашего замка. По мере того как вы будете перемещать героев по карте, на
ней начнут открываться все новые и новые области. Прокручивать
содержимое основного окна можно несколькими способами. Подведите курсор
к самой границе экрана, и окно передвинется в том же направлении.
Попробуйте выполнить эту операцию. Если вы переборщили с прокруткой и
потеряли место, где находились, обратитесь к карте мира. Наведите
курсор на цветное пятно (это территория, которую ваш герой уже освоил)
и щелкните мышкой. В основном окне снова появится замок и его
окрестности.
Под
картой мира расположена панель, на которой представлены ваши герои и
замки. Это панель героев и городов/замков. Симпатичный синюшный паренек
– это тот самый герой, с которым вам посчастливилось начать игру.
Окошко с его портретом обведено красной рамкой, и это означает, что в
данный момент он является «активным» героем. Наведите на него курсор,
нажмите на правую кнопку мыши и держите ее в нажатом положении. В
открывшемся окне появится имя героя, его характеристики и информация о
типе и количестве сопровождающих его войск. Отпустите правую кнопку
мыши, и это информационное окно пропадет. (Правая кнопка мыши позволит
вам быстро получать информацию об очень многих игровых объектах.)
Пустые окошки под Йогом (вашим героем) и имеющимся замком предназначены
для других героев и замков, которыми вам еще только предстоит разжиться.
Под
панелью героев и замков расположены шесть кнопок, которые вам очень
пригодятся по ходу дела. Мы рассмотрим их подробнее по мере того, как
будут разворачиваться события в нашей тренировочной игре.
В
самом низу находится информационное окно. В данный момент в нем
выведена информация об активном герое и его армии. Наведите на него
курсор и щелкните мышкой. Содержимое окна сменилось – теперь в нем
появилась информация о ресурсах, городах и замках, которыми вы сейчас
владеете. Через пару секунд окно вернется в исходное состояние, в нем
вновь появится герой и его войско. Щелкните на окне еще несколько раз.
После очередного щелчка оно покажет месяц, неделю и день. Новые рекруты
появляются каждую неделю, поэтому не следует забывать о ходе времени.
Наша тренировочная игра начинается в середине недели, а значит, вы
можете возвести в своем замке несколько строений и тем самым быстрее
окунуться в гущу событий.
Войска и постройки…продолжение темы «Первые шаги»
Наведите
курсор на изображение замка рядом с иконкой вашего героя на панели
замков и щелкните мышкой (имеется в виду не тот коричневый замок,
который находится в группе из шести кнопок). Вокруг иконки замка
появилась красная рамка, означающая, что он стал «активным». Поскольку
при этом герой перестал быть «активным», содержимое информационного
окна тоже поменялось – теперь в нем появилась информация о ресурсах.
Еще раз щелкните по иконке замка, и на экране появится окно замка.
В
верхней части окна замка изображены постройки, в которых обитают ваши
потенциальные рекруты, и сам замок. Наведите курсор на любую из четырех
построек и зажмите правую кнопку мыши, не отпуская ее. Перед вами
появилась информация об обитателях этой постройки, их количестве и
цене. Вы видите, что сейчас постройка пуста (мы уже забрали всех ее
обитателей в вашу армию).
В
нижней части окна вы видите портрет вашего героя; это означает, что в
данный момент герой находится в замке. Сопровождающие его войска
изображены в окошках справа от его портрета. В армии героя может
одновременно состоять не более пяти типов войск. Обратите внимание на
то, что в армии Йога одно окошко, обозначенное фигуркой коня, свободно.
Давайте его заполним.
Щелкните
на замке в верхней части экрана. В верхней половине окна появились
изображения построек, которые можно возвести в замке. У вас уже есть
Хижина, Хибара, Логово и Дом огров (все они помечены желтой галочкой).
Для возведения Верфи и Пирамиды не хватает ресурсов, либо не соблюдены
условия, необходимые для их строительства, поэтому они помечены
красными крестиками. Одновременно в замке может находиться только один
герой, поэтому в данный момент кнопка «Нанять героя» также имеет метку
в виде красного крестика. Вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши на
любой из построек и получить о ней более подробную информацию. Сейчас
нас интересует Мост, поэтому наведите на него курсор и щелкните мышкой.
На
экране появилось окно, из которого вы узнаете, что на Мосту обитают
тролли. Здесь же сказано, что, обязательным условием для строительства
Моста, является наличие в замке Дома огров (мы уже построили его для
вас в один из предыдущих ходов). Строительство Моста обойдется вам в 20
единиц руды и в 4000 золотых. Один взгляд на индикатор ресурсов – и вы
видите, что необходимые материалы и деньги у вас имеются. Щелкните на
кнопке ОК.
На
экране вы снова видите замок с постройками, но теперь в дальнем левом
углу появился Мост. Давайте наймем троллей, чтобы заполнить вакансию,
которая имеется в вашей армии. Щелчок по Мосту – и появляется окно
найма троллей. Сейчас на Мосту живут три тролля, причем каждый из них
стоит 600 золотых монет. В кармане же у вас всего 1480 золотых, поэтому
вы можете позволить себе нанять только двоих. Количество нанимаемых
воинов можно регулировать нажатием на соответствующие кнопки со
стрелками, но в данном случае гораздо проще нажать на кнопку МАКС.
При этом в специальном окошке автоматически появляется максимальное
количество воинов, которое вы можете нанять, исходя из имеющегося
золотого запаса, но не больше, чем имеется в наличии. Если вы еще не
нажали на кнопку МАКС, нажмите ее, а затем подтвердите выбор щелчком по кнопке ОК.
Итак,
гарнизон вашего замка пополнился двумя троллями. Войска гарнизона
занимают пять окошек, расположенных над окошками армии героя. Они будут
защищать замок, если во время нападения герой будет в отлучке; если же
в этот момент он окажется в замке, войска гарнизона спокойно постоят в
сторонке. Для того чтобы перевести троллей из гарнизона в состав
действующей армии, следует, прежде всего, щелкнуть на них; при этом
вокруг их иконки появится красная рамка. Теперь наведите курсор на
пустое окошко в армии вашего героя (оно находится справа в нижнем ряду)
и щелкните на нем. Тролли влились в ряды армии Йога! Вы можете
переносить войска из окошка в окошко; для этого надо щелкнуть сначала
на одном отряде, а затем на втором, на место которого вы хотите
переместить первый. Если понадобится, войска можно переносить и по
частям.
Свободных
войск больше не осталось, да и сами вы на грани банкротства – пора Йогу
отправляться на поиски приключений. Щелкните на кнопке ВЫЙТИ, находящейся в правом нижнем углу.
Изучения и открытия…продолжение темы войск и построек
Мы
вернулись в основное окно. Обратите внимание на то, что окошко вашего
героя Йога обведено красной рамкой; значит, сейчас он является активным
героем. Поводите курсором по окну. Вид курсора будет меняться в
зависимости от того, на что он наведен. Наведите курсор на сундук с
сокровищами, который призывно поблескивает ниже и левее входа в замок.
На сундуке курсор принимает вид вздыбившегося коня. Вздыбившийся конь
означает, что перед вами объект, с которым герой может активно
взаимодействовать. Как только конь встанет на дыбы, щелкните мышкой. На
карте появится цепочка зеленых стрелок. Она обозначает путь, которым
проследует герой. Путь этот огибает все объекты, опасности и
препятствия, находящиеся между героем и целью, которую вы для него
наметили, и которая теперь помечена зеленым крестиком. Часть пути,
обозначенную зелеными стрелками, герой проделает за текущий ход; если
же часть пути обозначена красными стрелками, ее герою предстоит пройти
в течение следующих ходов. Наметив путь, еще раз щелкните на его
конечной точке, и герой устремится к цели.
Вы
нашли золото! Можно оставить его себе, а можно раздать крестьянам в
обмен на опыт. В начале каждого хода на вашем счету оседает по 1000
золотых за каждый замок, по 250 золотых за каждый город и по 1000
золотых за каждую золотую шахту, которыми вы владеете. Благоустройство
замков и строительство вооруженных сил стоят недешево, поэтому золота
никогда не бывает много. С другой стороны, если вы выберете опыт, то по
мере его накопления характеристики вашего героя будет улучшаться,
постепенно он будет становиться все более сильным бойцом и искусным
магом. Да… непростое решение. По сценарию тренировочной игры вам
следует нажать на кнопку ДА, но когда вы отправитесь навстречу настоящим приключениям, ваш выбор будет определяться накопленным опытом и стилем игры.
Взгляните
на портрет вашего героя. Видите желтый столбик? Он показывает запас
движения, которым располагает герой в течение данного хода. Обратите
внимание на то, что он начинается не с самого верха – причина в том,
что некоторые артефакты могут заметно увеличивать запас движения. Йог
еще не израсходовал весь свой запас, поэтому для него можно наметить
новую цель. Щелкните на сером обелиске, расположенном над вашим замком
и немного левее него; не забудьте, что курсор должен принять вид
вздыбившегося коня. Обратите внимание на цифру 2 слева от коня. Она
означает, что путь Йога к обелиску займет остаток текущего хода и
какую-то часть следующего хода. Щелкните на обелиске и тем самым
наметьте путь. Вы видите, что место назначения помечено красным
крестиком; это значит, что вы не сможете доскакать до него за текущий
ход. Наведите курсор на кнопку с изображением лошади, расположенную в
правой части экрана, и щелкните на ней. Это кнопка движения – еще один
способ приказать герою следовать по намеченному пути.
Больше
ничего полезного в течение этого хода мы сделать не сможем. Нажмите на
кнопку с песочными часами. В информационном окне вы увидите, как
компьютер ходит за других игроков; на это время курсор превратится в
солнечные часы. Когда курсор примет свой прежний вид, а в
информационном окне снова появится армия Йога, вы сможете продолжить
игру.
Красный
крестик поменял свой цвет на зеленый. Щелкните на кнопке движения, и
Йог вновь отправится в путь с того места, где он остановился в прошлый
раз. Прочитайте то, что написано об обелиске и щелкните на кнопке ОК.
Вместо основного окна на экране появилась головоломка, отсутствующие
части которой позволяют вам видеть часть скрытой под ней карты. На
карте обозначено место, где зарыт абсолютный артефакт. Чем больше
обелисков вы найдете, тем большая часть карты окажется открытой. Если в
один прекрасный момент, сравнив содержимое основного окна с картой,
открывшейся под головоломкой, вы решите, что достигли цели, вы можете
попытаться выкопать артефакт. (Смотри раздел, посвященный кнопкам
управления/действия.) А мы идем дальше. Щелкните на кнопке ВЫЙТИ в правом верхнем углу, где обычно располагается карта мира.
Мы
вернулись в основное окно. Справа от обелиска стоит домик с красной
крышей. Щелкните на нем и зайдите внутрь. К вам желает присоединиться
группа крестьян. Нажмите на кнопку ДА. Не тут-то было! Все пять
вакансий в нашей армии заполнены, и крестьян просто некуда приткнуть.
Если бы у нас оставалось хотя бы одно незанятое окошко, они бы
примкнули к нам без проблем. Более того, если бы одни из отрядов в
нашей армии составляли крестьяне, новые рекруты пополнили бы их ряды
(войска одного типа всегда занимают одну и ту же ячейку, и внутри одной
армии их нельзя разделить на две группы). Нажмите на кнопку ОК.
Щелкните
на аккуратной вязанке дров, лежащей справа от вашего замка, и прикажите
герою скакать к ней. В информационном окне появится сообщение о том,
что вы нашли некоторое количество дерева.
Пока
вы скакали к вязанке, вам открылся новый кусочек карты. По пути
следования героя карта открывается на определенное расстояние вокруг
героя. Прямо над тем местом, где лежала вязанка, находится деревянное
строение. Щелкните на нем правой кнопкой мыши, и вы увидите, что это –
лесопилка. Лесопилка производит для своего хозяина две единицы дерева в
день. Наведите курсор на лесопилку (при этом он должен принять вид
вздыбившегося коня) и щелкните мышкой. Запаса хода у вас не осталось,
поэтому снова щелкните по песочным часам.
Щелкните на кнопке движения. Прочитайте появившийся текст и щелкните на кнопке ОК.
Обратите внимание на синий флажок, который появился над лесопилкой. Он
означает, что теперь лесопилка принадлежит вам. В начале каждого хода
она будет приносить вам по две единицы дерева до тех пор, пока
кто-нибудь из ваших противников не захватит ее.
В бою…продолжение темы изучения и открытий
Ниже
лесопилки на земле лежит серый круглый предмет. Направляйтесь к нему.
Из появившегося сообщения вы узнаете, что это – артефакт. Как назло,
именно этот артефакт охраняется шайкой разбойников. Щелкните на кнопке ОК и готовьтесь к драке – вы перешли в экран сражения.
По
левому краю экрана располагаются войска активного игрока (нападающая
сторона), а по правому – войска того, кто перешел дорогу активному
игроку (обороняющаяся сторона). Таким образом, если стычка произошла в
течение вашего хода, ваша армия выстроится вдоль левого края экрана;
если же столкновение инициировано компьютером во время его хода, ваши
войска будут размещены вдоль его правого края. Боевые отряды
располагаются сверху вниз в порядке, соответствующем их расположению
слева направо в армии героя на экране замка.
Бой
состоит из отдельных раундов, в течение каждого из которых отряды
передвигаются по полю боя и, если нужно, атакуют противника. Чем выше
скорость отряда, тем быстрее наступит его очередь двигаться или
атаковать в течение раунда. Компьютер сам определяет, какой из отрядов
будет действовать первым. В данном случае волки являются самым быстрым
из ваших отрядов, поэтому они окружены желтым контуром, который
означает, что они готовы ринуться вперед. Чтобы просмотреть их
характеристики, щелкните на них правой кнопкой мыши. Теперь погоняйте
курсор по полю боя. Вы можете переместить волков в любое место на поле,
в котором курсор превращается в фигурку бегущего человечка. Для этого
нужно всего-навсего щелкнуть на том месте, куда вы хотите передвинуть
волков. Крестик с кружочком обозначает недоступные для них места.
Некоторые места на поле боя непроходимы (обычно это деревья, ямы,
кусты, потоки лавы и тому подобные объекты). Двигаться пока подождите.
Левее
всех стоит шатер вашего героя. Наведите курсор на шатер, и когда курсор
превратится в шлем, щелкните мышкой. На экране появилось окно с
портретом Йога, его характеристиками и четырьмя кнопками. Это – боевое
окно героя. Слева находится кнопка заклинаний. Йог пока не знает ни
одного заклинания, поэтому сейчас кнопка заклинаний затенена, и эта
опция не работает. Справа от нее располагается кнопка отступления.
Отступая, герой потеряет все свои войска, но он сможет найти дорогу к
одному из ваших замков и при этом сохранит накопленный опыт и собранные
артефакты. Такого молодца вы сможете снова нанять на службу. Следующая
по счету кнопка – это кнопка сдачи в плен. По функции она похожа на
кнопку отступления, но при сдаче в плен с вас потребуют выкуп в уплату
за то, что войска останутся при герое. Чем больше у героя войск, тем
выше выкуп. Сдаться в плен можно только герою противника, у разбойников
же предводителя нет, поэтому с ними этот номер не пройдет. Щелкните на
крайней правой кнопке и выйдите из боевого окна героя.
Итак, ваши волки все еще терпеливо ждут приказа. Щелкните на кнопке ПРОП
в правом нижнем углу. Разбойники немедленно устремятся в атаку, но пока
не смогут добраться до вас. Пора намять им бока. Когда высветится отряд
ваших гоблинов, снова нажмите на кнопку ПРОП. Теперь
высветиться должен ваш здоровенный тролль. Булыжником, который он
держит в лапах, можно швыряться в противника. Курсор превращается в
стрелу, и это означает, что вы можете вести огонь по врагам, не
двигаясь с места. Не тяните, скорее, щелкайте мышкой. Булыжник полетел
в цель (щелкните правой кнопкой мыши на тролле, чтобы посмотреть,
сколько выстрелов у него осталось в запасе) и нанес отряду разбойников
жуткий урон, либо вообще стер его с лица земли. С орками поступите
аналогичным образом. Огры – самые медленные в вашем войске и не могут
подобраться к противнику вплотную для атаки. Тем не менее, выдвиньте их
вперед.
Все
участники сражения сделали ход, и начинается новый раунд. Возможно,
некоторые отряды разбойников рванулись к вашим волкам. Это хорошо.
Может быть, в результате один из них оказался в пределах досягаемости
волков. Наведите курсор на ближайший отряд разбойников, при этом курсор
должен приобрести вид меча. Там, куда указывает рукоятка меча, будут
находиться ваши волки во время атаки. При выборе позиции для атаки
следует принимать внимание всевозможные тактические соображения, однако
в нашем конкретном случае это не имеет значения. Выберете любую,
которая вам по душе, и щелкните мышкой. Ваши волки бросятся на
противника. Если в атакованном отряде останутся выжившие, они
контратакуют. Как правило, на этом схватка заканчивается, но волки
обладают особой способностью атаковать второй раз. Они сделают это
автоматически, если после первой атаки в отряде противника в живых
остался хотя бы один разбойник.
Ну
что же, вот вы и получили боевое крещение. На этом наша тренировка
закончена, и вы остаетесь один на один с жестокой судьбой (не хнычьте,
Йог со своей армией разнесут разбойников в пух и прах). Продолжайте
игру, а если у вас возникнут вопросы, обращайтесь к этому файлу
справки. Через два хода в вашем замке появятся новые рекруты. Было бы
неплохо призвать под знамена второго героя и набрать ему достойную
армию (пока он сидит в замке и охраняет его), а Йог тем временем будет
продолжать исследовать окрестности. Удачи!
|